Какие упражнения помогут детям исправить осанку
- Какие упражнения помогут детям исправить осанку
- Связанные вопросы и ответы
- Как важна правильная осанка для детей
- Какие упражнения можно использовать для улучшения осанки у детей
- Сколько времени нужно уделять упражнениям для исправления осанки каждый день
- Какие игры можно использовать для коррекции осанки у детей
- Каковы основные причины плохой осанки у детей
- Существуют ли специальные упражнения для разных возрастных категорий детей
- Как можно создать интерес детей к упражнениям для исправления осанки
- Какие упражнения можно делать дома, чтобы улучшить осанку у детей
- Как часто рекомендуется проводить медицинские консультации для детей с проблемами осанки
Какие упражнения помогут детям исправить осанку
Неправильная осанка, искривления позвоночника — бич современного человека. Чаще от проблем со спиной страдают дети, школьники. От прямоты осанки зависит внешний вид человека, здоровье всего организма в будущем. Как повлиять на формирование позвоночника в детском возрасте, чем может помочь ЛФК в решении проблемы неправильной осанки, как делать гимнастику в домашних условиях, расскажем в нашей статье.
Чем полезна ЛФК
Лечебная физкультура для детей с нарушениями осанки, искривлениями позвоночника — это эффективный консервативный метод решения проблем со спиной. Если вовремя начать заниматься, выполнять упражнения регулярно, то шанс излечиться и исправить ситуацию довольно высокий.
ЛФК детям до 16 лет назначают, чтобы:
- Избавить ребенка от боли в спине.
- Скорректировать уже полученные нарушения осанки.
- Подстраховаться от искривлений, то есть в целях профилактики.
- Натренировать мышцы, повысить их тонус. Это особенно необходимо дошкольникам для подготовки к длительному сидению за партой.
- Закрепить навык правильного сидения, ходьбы.
- Провести комплексное воспитание осанки.
Комплекс лечебных упражнений разделяют на две группы: общую и специальную.
Общая ЛФК
Необходима для профилактики нарушений осанки. Посещать занятия, делать упражнения дома из этого комплекса полезно всем детям для всестороннего укрепления тела. В процессе выполнения несложных заданий ребенок задействует все группы мышц спины, ног, шеи, рук.
Специальная ЛФК
Назначается по медицинским показаниям.
Упражнения нацелены на нагрузку и тренировки определенной группы мышц, решают конкретную задачу в индивидуальном порядке. Специальная физкультура необходима детям после травм, при серьезных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при обнаружении сколиоза, лордоза, кифоза.
Из-за чего возникают нарушения осанки
К искривлению позвоночника, нарушениям осанки у детей приводят следующие факторы:
- Малоподвижный образ жизни. Позвоночный столб ослабевает из-за длительного сидения за партой, ПК. Детям школьного и дошкольного возраста важно бегать, играть каждый день не менее двух часов.
- Плохая организация рабочего места для выполнения домашних заданий, рисования, чтения. Об этом обязаны позаботиться родители. Высота стола, стула, расположение настольной лампы должны соответствовать росту ребенка.
- Физические перегрузки. Следите за нагрузкой ребенка в спортивной секции. Несоблюдение норм времени и интенсивности тренировок приводит к травмам позвонков, мышц спины. К перегрузкам также относится ношение тяжелого школьного рюкзака.
- Вредные привычки. Чтение лежа, рисование стоя и прочее. Позвоночный столб при регулярном несоблюдении советов ортопедов постепенно деформируется.
- Врожденные патологии. Дети с ослабленными мышцами спины, патологиями костной ткани попадают в группу риска по развитию ортопедических заболеваний.
- Неправильное питание. В группу риска по развитию сколиоза, нарушению осанки входят полные малыши, дети, не получающие достаточного количества витаминов, кальция, железа и других необходимых для роста веществ.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие упражнения помогают исправить осанку у детей
Ответ: Существует множество упражнений, которые могут помочь детям исправить осанку. Это растяжки для спины, упражнения на укрепление мышц корсета, планка, подъем ног и многое другое. Главное, чтобы упражнения были правильно подобраны с учетом возраста и физических возможностей ребенка.
2. Как часто нужно делать упражнения для исправления осанки у детей
Ответ: Для достижения хороших результатов в исправлении осанки у детей нужно регулярно заниматься. Рекомендуется проводить занятия не менее 3-4 раз в неделю, по 20-30 минут. Важно также соблюдать правильную технику выполнения упражнений.
3. Какие упражнения наиболее эффективны для детей со сколиозом
Ответ: Для детей со сколиозом рекомендуется упражнения на укрепление мышц спины, коррекцию осанки и растяжку позвоночника. Важно выбирать упражнения с учетом особенностей сколиотической деформации и консультироваться с врачом или инструктором.
4. Какие упражнения помогут предотвратить сколиоз у детей
Ответ: Для предотвращения сколиоза у детей полезны упражнения на укрепление мышц спины, растяжка грудного отдела позвоночника, планка, подтягивания, плавание. Важно также следить за правильным положением тела во время занятий и в повседневной жизни.
5. Какие упражнения подходят детям школьного возраста для улучшения осанки
Ответ: Детям школьного возраста для улучшения осанки подойдут упражнения на укрепление мышц корсета, растяжка спины, планка, физкультминутки и занятия спортом. Важно, чтобы упражнения были интересными и безопасными для ребенка.
6. Какие практические советы можно дать детям для поддержания правильной осанки
Ответ: Детям для поддержания правильной осанки можно рекомендовать следить за положением спины во время учебы за столом, не носить тяжелые рюкзаки, делать перерывы на разминку и упражнения для спины, правильно сидеть за компьютером. Важно внушать детям важность заботы о своем теле и здоровье.
7. Какой возраст подходит для начала занятий по исправлению осанки у детей
Ответ: Начинать занятия по исправлению осанки у детей рекомендуется с момента, когда формируется скелет и мышцы, то есть с 6-7 лет. Важно не перегружать ребенка и подбирать упражнения, соответствующие его возрасту и физическим возможностям. Поэтому лучше всего начать занятия после консультации с врачом или квалифицированным инструктором.
Как важна правильная осанка для детей
Отличный способ как улучшить настроение дошкольника, так и укрепить мышцы спины - это плавание и купание . Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника водной и той же позе на компьютером или телевизором. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей.
Другой важный момент - полноценный отдых . Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании
У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность. Важно позволять им двигаться как можно больше . В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами. Утром организм будит десятиминутная гимнастика, затем - занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры. Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.
Для правильного формирования осанки у детей дошкольного возраста используются различные упражнения :
Образование правильной осанки для детей - это один из важнейших факторов для их физического и эмоционального развития. Плавание и купание - отличный способ, как улучшить настроение дошкольника, укрепить мышцы спины и улучшить общую физическую форму.
Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника в водной или той же позе на компьютере или телевизоре. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей.
Другой важный момент - полноценный отдых
Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании.
Двигательная активность у детей
У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность. Важно позволять им двигаться как можно больше. В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами: утром - десятиминутная гимнастика, затем - занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры.
Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.
Упражнения для формирования осанки у детей дошкольного возраста
- Упражнения на укрепление мышц спины:
- Занятия йогой
- Плавание
- Воркаут
- Упражнения на укрепление мышц рук и ног:
- Занятия гимнастикой
- Прыжки
- Бег
- Упражнения на укрепление мышц живота:
- Плавание
- Воркаут
- Йога
- Отличным профилактическим средством является ходьба : обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, с перешагиванием через препятствия. Можно ее разнообразить, используя ортопедические массажные коврики, канат, ребристую доску.
- Ползание также помогает предупредить нарушения осанки . Ребенка стоит научить ползать не только на четвереньках и с продвижением вперед, но также и задним ходом, зигзагом, лежа на спине или животе и отталкиваясь ногами либо руками
- Полезно использовать шведскую стенку - лазание помогает укрепить мышечный корсет и одновременно способствует развитию четкой координации движений.
- Полезен бег , который малыши очень любят. Можно бегать на носках, с препятствиями, змейкой, сочетать разные варианты.
- Для закрепления навыка сохранения правильной осанки можно делать такое статическое упражнение: нужно стать спиной к стене, одновременно коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Зафиксировать корпус, затем отойти, сохранив осанку, и вернуться, чтобы себя проверить.
- Также полезны упражнения, при которых исходное положение - стоя с правильной осанкой у стены , затем нужно поднять на носочки и опуститься, поочередно сгибая в колене правую и левую ногу. Зафиксируйте положение ребенка у стены, поместив на голову мешок с песком, он должен пройти с ним по комнате, вернуться и проверить, сохранилась ли осанка.
- Детям обычно нравятся упражнения с ортопедическим мячом . Они способствуют проработке разных мышечных групп. Опора, постоянно пытающаяся ускользнуть от малыша, научит его координировать усилия и сохранять равновесие.
Какие упражнения можно использовать для улучшения осанки у детей
1. Необходима правильная организация общего и двигательного режима.
2. Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).
3. Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза “калачиком”). Правильная поза во время сна – прямое симметричное положение туловища.
4. Постель должна быть жесткой, подушка плоской.
5. Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).
6. Физминутка – одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.
Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния, не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, песочные ящики делают со скамейками и столиками.
Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула должна равняться 2/3 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок, либо отводит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подколенной впадине, сильно сдавливаются.
Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, легче предупредить заболевание, чем лечить. Именно поэтому, в детском саду надо начинать профилактику и лечение нарушений осанки. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий.
А ещё лучше не исправлять осанку, а приложить усилия для её правильного формирования.
Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение
следующих условий:
Первое, самое простое и в то же время, как показывает практика, непростое
дело – это организация рационального режима дня для ребенка. Детям необходимо
обеспечить:
- продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен
лечь спать);
- полноценное питание (вовремя, 4-х разовое) с достаточным наличием
витаминов и разнообразных белков);
- ограничить пребывание у телеэкрана ребёнка и использование современных гаджетов;
- ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.
В ДОУ должны быть созданы все условия для укрепления костно-мышечной системы детей. Ежедневно в каждой группе проводится утренняя гимнастика, включая не только общеразвивающие упражнения, для формирования и закрепления правильной осанки, но и для лечения и профилактики плоскостопия. Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю, занятия в бассейне – 2 раза в неделю. Каждый ребенок логопедической группы получает 2 курса массажа по 10 процедур. Ежедневно проводится гимнастика после сна, закаливание, упражнения для лечения и профилактики плоскостопия. Для большего эмоционального подъема, выработки чувства ритма и темпа физические упражнения проводят под музыку. Гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и прочее оборудование позволяет быстрее усвоить нужные движения, делает занятия по гимнастике более увлекательными и менее утомительными.
Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях строго дозирована. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3—5 лет — 20 минут, для детей 6—7 лет — 25 минут.
В теплое время года занятия по развитию движений проводят на участке. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений. На участке дети выполняют определенные виды труда: сажают цветы, рыхлят землю, перевозят и переносят песок, землю, снег. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и проч., соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка.
Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.
Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.
Педагогам и родителям можно использовать для профилактики и коррекции осанки дошкольников следующий игры и упражнения .
Сколько времени нужно уделять упражнениям для исправления осанки каждый день
Чтобы исправить осанку, необязательно заниматься в зале — существуют упражнения, для выполнения которых не требуются тренажеры и специальное оборудование. Фитнес-тренер Сергей Бондаренко предлагает несколько эффективных методов для поддержания осанки в домашних условиях, они помогут укрепить мышцы верхней части спины и поясничного отдела.
Фото: Dean Drobot / Shutterstock / Fotodom
Упражнения для корректировки осанки в домашних условиях
Пловец
Для выполнения этого упражнения необходимо лечь на живот лицом вниз. Прямые руки вытягиваются вперед, располагаются на ширине плеч, ноги тоже следует развести. После этого нужно по очереди поднимать противоположные руку и ногу, на несколько секунд фиксируя тело в таком положении.
Собака
Нужно встать на четвереньки и упереться в пол ладонями. Одновременно поднять правую руку и левую ногу, чтобы они оказались параллельно полу или чуть выше его. После этого следует осторожно скрутить корпус таким образом, чтобы локоть коснулся колена, и медленно вернуться в исходное положение. При выполнении этого упражнения мышцы должны все время быть напряжены, а живот втянут.
Поза сфинкса
Исходное положение — лежа на полу лицом вниз. Ноги прямые, сведены вместе. Ладони упираются в пол, руки немного согнуты в локтях. После глубокого вдоха следует податься грудью вперед. При этом нужно постараться опустить плечи как можно ниже и максимально свести лопатки. Во время выполнения упражнения не стоит опускать голову — подбородок должен тянуться вверх, глаза должны смотреть не вниз, а вперед.
Ягодичный мостик
Для выполнения этого упражнения следует лечь на спину, упереться в пол плечами и ступнями (ноги согнуты в коленях). Руки можно вытянуть вдоль туловища или собрать в замок за спиной (под корпусом). Необходимо постепенно поднимать таз — тело от коленей до лопаток должно сформировать прямую линию. Следует задержаться в верхней точке на несколько секунд, после чего медленно вернуться в исходное положение.
Опора
Это упражнение выполняется у стены. Необходимо встать на расстоянии размашистого шага от нее, после чего плавно наклониться вперед и упереться ладонями. Наклоны следует делать с ровной спиной и сведенными вместе ногами.
Какие игры можно использовать для коррекции осанки у детей
Наталья Подгорная
Картотека упражнений и игр для профилактики и коррекции нарушения осанки (все возрастные категории)
«Качалочка» Цели : улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!
И. п. : лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.
«Морская звезда»
Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
И. п. : лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.
Публикация «Картотека упражнений и игр для профилактики и коррекции нарушения осанки (все возрастные категории)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные…
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.
«Стойкий оловянный солдатик»
Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?
И. п. : встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
«Самолет»
Цели : укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.
И. п. : сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.
«Цапля»
Цели : улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.
И. п. : стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.
Когда цапля ночью спит,
На одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать:
Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам дружно
Сделать позу эту нужно.
(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться
«Потягивание»
Цели : укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И. п. : лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.
«Карусель»
Цели : улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.
И. п. : сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.
«Ах, ладошки, вы, ладошки!»
Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей.
И. п. : встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить:
«Ах, ладошки, вы, ладошки! Это нужно для осанки, это точно!
Каковы основные причины плохой осанки у детей
Одним из показателей здоровья детей и подростков следует считать состояние их осанки. Нарушение осанки у детей и подростков в дальнейшем способствует формированию у взрослых патологии с вторичными нарушениями функции сердца, легких, тазовых органов. Особенно неблагоприятные последствия у девушек при формировании их репродуктивного здоровья.
Причины нарушения осанки у школьников
Слабое физическое развитие, гиподинамия, снижение мышечного тонуса
Несоответствие мебели антропометрическим показателям
Анатомо-физиологические особенности костной ткани
Недостаточное освещение рабочего места
Перенесенные заболевания
Плоскостопие
Нарушения осанки и сколиоз - самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Число детей с нарушениями осанки варьирует от 30 % до 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10-15 % детей.
Поскольку на рост и формирование осанки влияет окружающая среда, родители должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят. То же самое должны делать и сотрудники детских учреждений.
Огромное значение для формирования правильной осанки у ребёнка имеют следующие факторы:
своевременное рациональное питание;
активные прогулки и игры на свежем воздухе;
подбор мебели в соответствии с ростом детей;
оптимальная освещённость игровых уголков и мест проведения учебных занятий;
привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжёлые предметы;
умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы.
Главное и наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки - правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования хорошей осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей с трёх лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.
Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.
Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им показаны лечебная физкультура, массаж, лечебное плаванье, физиотерапия.
Существуют ли специальные упражнения для разных возрастных категорий детей
- Двигательная активность ребенка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Период жизни от 3 до 7 лет характеризуется интенсивным развитием движений . Но наблюдаются различия в физической подготовленности. В каждой возрастной группе встречаются дети, которые по уровню развития движений обгоняют сверстников. И порой причина этого не в том, что эти дети занимались усиленно спортом или им создавались специальные условия для развития движений . Это можно объяснить их особой двигательной подвижностью . Одни дети предпочитают более энергичные игры и физические упражнения, другие – охотно выполняют действия, не требующие больших мышечных напряжений, третьи – любят спокойные малоподвижные игры .
Дети большей подвижности всегда заметны , хотя их бывает в группе самое большое 4-5 человек. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще всего попадают в конфликтные ситуации. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, выдержки. Движения их быстры, резки, бесцельны. У этих детей повышена потребность в движении, и очень важно создать условия для удовлетворения этих потребностей.
Дети средней подвижности отличаются более ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течении дня . В каждой группе их примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны . Движения у них увереннее, чётче, целенаправленнее.
Дети малой подвижности встречаются обычно в каждой группе, их немного – 2-3 человека. Они пассивны, вялы, быстро утомляются, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со сверстниками, даже порой отказываются идти в детский сад. Тихий ребёнок часто удобный объект воспитания: с ним мало забот. Но пониженная двигательная активность в детстве формирует определённый тип поведения: замкнутость, нежелание участвовать в коллективных играх. К тому же другие дети неохотно принимают неумелых в свои игры и команды. Ребёнок начинает чувствовать свою неполноценность и сторонится той деятельности, в которой он может выглядеть смешно в глазах товарищей. Постепенно у таких детей закрепляется ленивое отношение к движениям. Поэтому малоподвижные дети требуют к себе чуткого, внимательного отношения. Следует вызвать интерес к движениям, потребность в них, стимулировать двигательную активность введением интересного упражнения или нового пособия, чаще включать в весёлые подвижные игры . Необходимо помочь каждому ребёнку проявить имеющиеся у него способности, найти наиболее подходящие двигательные действия , игры. Иногда это может быть самое простое движение, но выполнив его, ребёнок приобретает уверенность,у него появляется интерес к наиболее сложным упражнениям: можно предложить действия,не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним, прыгнуть из обруча в обруч и т. д. Взрослый должен серьёзно относиться к оценке правильности выполнения движений детьми. Особенно нельзя занижать оценку, даже если достижения ребёнка невелики, потому что они требовали определённых волевых усилий. Дети могут замкнуться, уйти от ответственных ролей в игре, сложных для него движений. Необходима справедливая оценка, в которой чётко бы указывалось, что сделано хорошо, а в чём допущена неточность, и одновременно подсказано, как её исправить.
Как можно создать интерес детей к упражнениям для исправления осанки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №6 ГОРОДА ВОЛГОГРАДА»
«Коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в процессе занятий детским игровым стретчингом»
Учитель физической культуры
Севастьянова Валерия Сергеевна.
Одними из самых распространённых заболеваний у детей и подростков являются нарушение осанки. Количество детей с данными отклонениями за последние 30 лет увеличилось в 10 раз. В среднем, четыре ребёнка из пяти имеют нарушения осанки. Кроме того у школьников увеличилась частота тяжёлых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, в том числе и ранний остеохондроз.
Осанка во многом определяет нормальное функционирование важнейших органов и систем организма и является одним из главных слагаемых здоровья ребёнка. Её нарушение отрицательно сказывается на работе сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
Сдавленные грудной клеткой лёгкие не могут функционировать в полном объёме. В результате нарушаются окислительные процессы, а ткани и клетки не получают достаточного количества кислорода, что ведёт к понижению общей сопротивляемости организма. Различные деформации позвоночника становятся причиной нарушений обменных процессов, отражаются на функционировании внутренних органов, что может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, органов малого таза и др. А.А. Потапчук, (2001), Н.Л. Черная, (2007) квалифицируют позвоночник как наиболее слабое звено в опорно-двигательном аппарате, в частности, у детей в период костного роста. Костно-мышечная система у младших школьников сформирована еще недостаточно: в костной системе присутствует много хрящевой ткани, а мышцы и связки еще не обладают достаточной прочностью и силой. Именно из-за этой слабости и незаконченности развития при неумеренной и неравномерной статической нагрузке у ребенка может сформироваться неправильная осанка.
Одним из эффективных средств формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений у детей являются физические упражнения. При этом эффективными из них являются упражнения из разделов корригирующей гимнастики, игрового стретчинга, лечебного плавания, фитбол–гимнастики, общеразвивающие упражнения, лечебно-профилактические танцы и многое другое. В то же время для получения положительного эффекта необходимо очень длительное и целенаправленное их воздействие .
В этой связи актуальность проблемы поиска эффективных средств формирования правильной осанки, профилактики и коррекции её нарушений, увеличение двигательной активности как значимого фактора интеллектуального, эмоционального и физического развития ребёнка, является несомненной .
Осанка – характеристика опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированности поведенческих навыков, отражающих способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз, и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений.
Основные виды нарушений осанки у школьников
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости
Сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза; плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине (крыловидные лопатки) .
Круглая спина - (тотальный, или сплошной, кифоз) увеличение грудного кифоза при полном отсутствии поясничного лордоза (для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии человек с такой осанкой стоит, как правило, с чуть согнутыми в коленях ногами)
Плоская спина - уплощение поясничного лордоза, при котором наклон таза уменьшен, грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выпячена, лопатки крыловидные углы и внутренние их края отстают от спины; плоская спина представляет собой наиболее слабый тип осанки.
Плоско- вогнутая спина - грудной кифоз уменьшен, поясничный лордоз немножко увеличен. Таз как бы сдвинут назад и опрокинут вперед, из-за чего ягодицы отставлены назад, а живот выступает вперед и отвисает книзу.
Кругло-вогнутая спина - увеличение всех изгибов позвоночника, а также угла наклона таза.
Какие упражнения можно делать дома, чтобы улучшить осанку у детей
Данный комплекс упражнений направлен на поддержание правильной осанки у детей и служит профилактикой искривления позвоночника. В него входят такие тренировочные элементы:
- Лечь на живот на пол, верхние конечности вытянуть перед собой ладонями вниз. Затем одновременно приподнять верхние и нижние конечности, прогнувшись в пояснице. Зафиксировать тело в такой позе на 3 секунды, вернуться в начальную позицию и расслабиться. Повторить упражнение 5 раз.
- Исходная позиция та же. Упираясь ладошками в пол, ребенок должен поднять верх корпуса как можно выше, прогнуться в спине и потянуться вверх. Почувствовав работу мышц спины, вернуться в исходную позу и расслабиться.
- Все так же лежа на животе, поместить ладони у подбородка, затем развести руки в стороны движением, имитирующим работу конечностей от себя при плавании. Согнуть локти, вернуть верхние конечности к подбородку, положить на ладони подбородок и отдохнуть. Это тренировочное движение комплекса упражнений эффективно прорабатывает мышцы шеи, спины, плечевого пояса и верхних конечностей.
- Перевернуться на спину. Поднять нижние конечности на 20 см от поверхности пола, прижав поясницу к полу и уперевшись в него руками. Выполнить ногами 10 вращательных движений вперед, похожих на вращение педалей велосипеда. Опустить нижние конечности, отдохнуть в течение 10 секунд и повторить упражнение, вращая воображаемые педали назад столько же раз.
- Лежа на спине, прижать верхние конечности к туловищу, а нижние поднять на расстоянии 20-30 см от пола и на весу медленно развести ноги максимально широко в стороны. В такой позе досчитать до трех и вернуться в начальную позицию. Не спеша выполнить 10 повторений.
- Это упражнение выполняется стоя. Надо прижать согнутые локти к корпусу, ладони положить на плечи, коснувшись большими пальцами предплечий и растопырив остальные пальцы, голову немного отклонить назад. Далее необходимо вывести локти вперед, до их соприкосновения, а голову наклонить и положить на сведенные локти, чтобы ощутить напряжение мышц шеи. Задержаться в такой позе на 5 секунд и медленно вернуться в исходную позицию.
Как часто рекомендуется проводить медицинские консультации для детей с проблемами осанки
Правильная осанка у детей и подростков является показателем правильного анатомического развития и положительно сказывается на физическом и психологическом состоянии.
Однако, при проведении профилактических медицинских обследований данной категории часто выявляются нарушения осанки и сколиоз, самые распространенные заболевания опорно – двигательного аппарата у детей и подростков. Число детей с нарушением осанки перед поступлением в школу достигает 20%, за время пребывания в начальной школе число таких детей увеличивается в два раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет уже каждый второй подросток.
Основные виды нарушений осанки – сколиоз и кифоз (сутулость).
Сколиоз – отклонение позвоночного столба в боковой плоскости (влево или вправо) от естественной нормальной оси, характеризуется не только искривлением позвоночника, но и асимметрией всего тела (неравномерным развитием мышечных структур, выступающими с одной стороны лопатками, ребрами, тазовыми костями).
Кифоз – избыточный прогиб позвоночника вперед в грудном отделе, относительная симметрия спинных мышц сохраняется.
При нарушении осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения (близорукость, астигматизм), отрицательно влияют на состояние нервной системы, дети становятся замкнутыми, капризными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников, жалуются на боли в позвоночнике после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.
На рост и формирование осанки влияет окружающая среда, поэтому необходимо контролировать позу детей, когда они стоят, сидят и ходят. Для формирования правильной осанки огромное значение имеют следующие факторы:
-своевременное рациональное питание;
-активные прогулки и игры на свежем воздухе;
-подбор мебели в соответствии с ростом детей;
-оптимальная освещенность мест проведения учебных занятий;
-привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжелые предметы;
-умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы.